Отношения между учителем и учеником

uchitel_uchenik3© Сергей Бобырь

Помимо прочего, хотелось прояснить тему отношений между учителем и учеником.

Я выбрал абзац из книги Алисы Анн Бейли, который хорошо все описывает. Полезно будет ознакомиться:

«Учитель и ученик — это самые высокие отношения в сознательной жизни. Человек проходит долгий путь, прежде чем достигнет положения ученика. Имеется ряд уровней, предшествующих этому положению. Человек учится в школе Разумной Природы тысячи лет, пока не пробудится его душа, пока не засияет в ней идея о Вечном, Который даёт жизнь и все условия. Тогда человек обращает своё лицо к Нему. Это важный момент на его пути, знаменующий новое направление его движения, новую эпоху. До этого момента человек удалялся, а с этого момента начинает приближаться к Великому Разумному Центру Природы. Прежде он нисходил, а теперь начинает восходить, потому что следующий импульс, рождающийся в человеческой душе, — это познание Великого Вечного Источника жизни. Человек начинает искать к нему пути, устранять и преодолевать препятствия — внешние и внутренние. В этом усилии он посылает зов о помощи к Великому Разумному Началу и получает ответ.

Учитель говорит об ученике:

«Путь ученика — это путь рассвета, вечный путь к совершенству. Временное, преходящее, несовершенное не может быть идеалом для человеческой души. Только Великий, Вечный, Совершенный, Непостижимый может быть идеалом для человеческой души, идеалом, к которому она вечно будет стремиться. Таков путь к совершенству».

Человек имеет три точки соприкосновения с Абсолютной Реальностью, то есть с Безграничным, Вечным Началом жизни.

Любовь — первая точка соприкосновения, Мудрость — вторая, Истина — третья точка соприкосновения. Когда человек находит в себе эти три точки соприкосновения, он самоопределяется относительно Абсолютной Реальности как мыслящая душа; он становится учеником. Путь ученика — это строгое самоопределение.

Когда человек находит первую точку соприкосновения, он обретает жизнь и тепло. Найдя вторую точку соприкосновения, он обретает свет и знание — условия для развития своего ума. Найдя третью точку соприкосновения, человек обретает свободу — первое условие для развития воли. Это живые пути, по которым силы, исходящие от Бога, проходят через человеческую душу и вновь возвращаются к Нему, это живые сознательные связи с Великой Реальностью.

Ученика отличает любовь к Богу, к своему Учителю. Любовь создаёт условия для учёбы. Пока ученик связан со своим Учителем, он может учиться. Ученик — это тот, кто стремится к совершенной жизни. В тот момент, когда ученик разуверится в этой жизни, он становится обыкновенным человеком, таким, как все.

Путь ученика — это непрерывный процесс пробуждения и освобождения. Учитель необходим ученику. Учитель знает, в чём нуждается ученик, а ученик знает, что всё придёт в своё время.

Любовь, Мудрость и Истина должны пребывать в душе ученика, любящего своего Учителя. Это то высшее, что связывает Учителя с учеником. Любовь ученика должна постоянно очищаться, чтобы сливаться с любовью Учителя.

«Ученик не выше своего Учителя». Может ли вода подняться выше уровня своего истока? Если ученик хочет быть Учителем, он утрачивает своё предназначение, он не понимает основного Божественного закона в мире. Ученик — это ещё не написанная книга с чистыми листами. Учитель — написанная книга, книга, по которой учатся люди. Положение ученика предопределено тысячелетиями, оно не является результатом лишь его сегодняшней жизни. Любовь — это закон свободных отношений. Отношения между учеником и Учителем абсолютно свободны, в них не существует никакого насилия — эти отношения определяют Любовь и свобода.

Путь ученика чистый и светлый. Чистота — это первое условие в его жизни, она необходима, чтобы могла проявиться Разумная жизнь. Чистота подразумевает священную мысль — любовь к Богу, и, благодаря этой любви, — любовь ко всем.

К знанию ученик приступает с благоговением, это — внутреннее качество души. Чтобы успешно следовать по своему пути, ученику необходимо благородство ума и сердца. Благородные люди живут в любви. Трусливые люди не знают любви, они жестоки. Над ними довлеет закон. Ученик никого не критикует, никого не судит. Совершив ошибку, ученик её исправляет. Когда ученик видит ошибку ближнего, он помогает ему её исправить.

Законы и правила ученика записаны в его душе. Ученик своей жизнью доказывает, насколько он ценит завет Вечной Истины. Ученику необходимо иметь два качества: достоинство и смирение. Ученик должен судить себя сам прежде, чем придёт суд извне. Он не делает поспешных заключений о вещах, которых не знает хорошо. С каждой вещью нужно знакомиться на том месте, где она находится, так как при свете одни вещи растут, другие цветут, третьи завязывают плод, четвёртые зреют. Ученик на Великом пути света должен показать, что Безграничный вложил в него нечто доброе.

Природа применяет два метода воспитания человека: радость и скорбь; сначала она даёт, затем берёт. Когда она даёт, человек радуется, когда берёт, человек страдает. С Божественной точки зрения страдание является великим стимулом для того, чтобы человек вышел из низкого состояния и вошёл в более высокое.

От ученика требуется бесстрашие. Страх задерживает ученика на его пути. Страх существует во всех животных — это то мелкое чувство, которое заставляет дрожать наши сердца. Все преступления в мире происходят из-за страха.

Ученик должен иметь доблесть, чтобы излагать факты такими, каковы они в действительности. Он не должен ни умалять, ни преувеличивать своих ошибок и добродетелей. Ученик радуется любой добродетели, которую он видит в ком-либо, так как она проявление Божественного в человеке.
От ученика требуется точность и исполнение обещанного. Ученик выполняет свои обещания добровольно, без принуждения. Чтобы ученик был бесстрашным, его душа должна быть исполнена любви. Пусть стимулом будет любовь, а не страх. Только бесстрашный может остаться верным своему Учителю.

Правило ученика гласит:

«Без страха и без тьмы, с любовью и Светом».

Будь свободен и бесстрашен. Знай, что у Бога нет обратных решений. Он всегда выполняет то, что обещал. Помни одно: никогда так не было и не будет, чтобы кому-то удалось отобрать благо, данное Богом другому.

Испытания неизбежны на пути ученика. Изучи законы, с помощью которых ты сможешь преодолеть те испытания, через которые ты будешь проходить. Они рождают новые импульсы, будят новые силы, возвещая светлые дни, определённые Великой Любовью Вечного; они несут рост каждой душе. Страдания — это муки рождения высшей жизни в душе, они пробуждают душу для новой среды, для новых условий, для новой деятельности».